Новые возможности российских поставщиков
https://www.traditionrolex.com/43
19 ноября 2014 Ниша, образовавшаяся на полках отечественных магазинов после введения продуктовых санкций, постепенно заполняется. Потребители Северо-Запада менее консервативны, чем в целом по России, и готовы принять новые бренды, но в то же время ритейлеры предъявляет особые требования к своим поставщикам. Об этом и многом другом рассказали участники продовольственного рынка Петербурга на форуме «Торговля большого города».
Окно в Европу
«В Северо-Западном регионе есть своя специфика работы», - рассказывает экс-директор Северо-Западного филиала X5 RETAIL GROUP N.V., а ныне директор кондитерской фабрики «Ацтек» Андрей Зубков. Здесь требования к сервису выше, чем в целом по России, а потребительские привычки жителей региона ближе к европейским, «продуктовый патриотизм» при этом умеренный.
«Жителям Северо-Запада легче предложить новый товар, чем жителям других регионов. Этот регион - благоприятный для входа новых продуктов и игроков, - отмечает производитель. - Если говорить про «фреш», «молочку» или колбасные изделия, то здесь консерватизм достаточно высок. Но если в Петербурге еще можно продать московское молоко, то попробуйте в Вологде продать не вологодское молоко, вот я пробовал полтора года назад – это караул».
Между тем, как отметил гендиректор Торгового Дома РеалЪ Игорь Янковский, уровень конкуренции в Петербурге гораздо выше, чем в Москве. «Это сверхконкуренция. Сетевые ритей леры, как пауки в банке», - добавил он.
Санкционный период
После введения санкций у многих отечественных производителей, наконец, появилась надежда попасть в сетевые магазины. По словам Андрея Зубкова, освободившаяся ниша почти заполнилась, но шансы еще есть. «По категориям «молочка», «рыба», «мясо» эта ниша образовалась, по большей части она уже восполнена, но все равно возможности для ввода еще сохраняются. В целом из-за колебаний в экономике изменяется покупательная способность и предпочтения потребителя – это тоже возможность для ввода новых продуктов, независимо от тех категорий, которые попали под санкции. Повышение стоимости валютозависимых товаров тоже создает возможность для российских поставщиков, которые не так зависимы от валюты», - отмечает он.
Однако к поставщикам у ритейлеров есть определенные требования. Во-первых, должен быть обеспечен уровень сервиса, включающий стабильность цен, качество товара, логистические и складские возможности. Второе – поставщик должен быть известен или, по крайней мере, интересен потребителю. Третье – должен обеспечить продукцией всю сеть. Последнее – готовность предоставить ритейлеру продукцию для СТМ - собственной торговой марки.
Справка: СТМ (Собственная торговая марка) - это торговая марка, владельцем которой является розничная сеть. Чаще всего товары СТМ на 10-15% дешевле аналогов – за счет снижения затрат на рекламу и маркетинг.
По словам руководителя пресс-службы О'Кей Артема Глущенко, сейчас люди стали больше тратить, потому что какие-то продукты закупают впрок. По его оценке, ритейлеры сейчас будут уделять особое внимание таким категориям товаров, как «средний» и «средний+». «Петербургские и ленинградские фермеры могут обеспечить только 5-7 гипермаркетов – не больше, а у нас их – 40. А надо, чтобы фермеры также могли обеспечить логистику, доставку, штрихкодирование», - отмечает он.
Прогноз на февраль
«Актуальным будет все, что связано со снижением покупательской способности. Будет происходить переориентация на более дешевые товары. Никаких чудес по количеству съедаемой еды или по калорийности не стоит ожидать. Сколько люди потребляли, столько и будут потреблять, но с меньшим блеском», - такой прогноз на февраль дал экс-директор Северо-Западного филиала X5 RETAIL GROUP N.V. Андрей Зубков.
«Сейчас уже видно, что изменяется средний чек, он не растет, а раньше всегда осенью был ежегодный рост на 10%. Я думаю, эта тенденция не только у нас, но и в других сетях. Хотелось бы верить в лучшее, может быть, произойдет чудо, и санкции вообще испарятся», - сказал гендиректор Торгового Дома РеалЪ Игорь Янковский.
Директор гипермаркета «АШАН» на Парнасе Ольга Устинова, отметила, что в их сети покупателей меньше не становится, и «на данный момент кризиса нет». «Мы не сделали ничего нового. На протяжении восьми лет мы работаем с российскими поставщиками: как работали, так и продолжаем работать. Другой вопрос – о качестве отечественных товаров», - добавила она.
В поисках сыра
Во второй день форума снова была затронута тема твердых сыров и сыров с плесенью. Руководитель пресс-службы О'Кей Артем Глущенко напомнил что еще из зарубежных партнеров осталась Швейцария, которая производит премиальный продукт. «Кроме того, мы расширяем линейку из Сербии. Белоруссия неплохие сыры поставляет и Алтайский край. На самом деле, отечественные производители твердых сыров (я не говорю сейчас про сыры с плесенью) были и раньше, но не были так широко представлены: сейчас они более активно инвестируют в расширение производства. Недостатка в сырах нет, но, конечно, трудно заменить итальянские или испанские сыры .Чтобы предоставить качественный продукт, нужно время», - добавил он.
Вопрос качества также затронула и заместитель генерального директора розничной сети Лэнд Олеся Железогло. «У нас не такая радужная ситуация. К сожалению, те заменители твердых сыров и сыров с плесенью, которые представляют отечественные производители, по вкусовым своим качествам очень серьезно уступают импортным аналогам. Это естественно, потому что никогда Россия не специализировалась по производству этих сыров, и быстро это сделать в принципе невозможно. Есть какие-то небольшие, локальные хозяйства, но они производят мало сыров, поэтому стопроцентной замены ассортимента пока нет. Через два-три месяца, когда закончатся остатки, любителям деликатесной продукции будет грустно», - отметила она.
Источник: Информационно-аналитическое издание "Правовед".